Суббота, 11.01.2025, 03:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя английского языка Саяпиной Виктории Владимировны

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Рифмовки и песни на начальном этапе обучения иностранному языку

Рифмовки и песни на начальном этапе обучения иностранному языку

     Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, отводят большое место рифмованным текстам при обучении иностранному языку. Некоторые учебные пособия целиком базируются на использовании подобных текстов: или аутентичных, или специально сочиненных. В последнее десятилетие именно такой метод обучения стал неотъемлемой частью учебного процесса, в некоторой степени "модной” системой обучения как в отечественной, так и в зарубежной методике преподавания [1]. Рифмовки и песни широко используются и при введении нового языкового и грамматического материала, и при его закреплении, и при контроле знаний. Важность этой работы трудно переоценить.

     Начиная заниматься иностранным языком, ребенок испытывает огромное желание заговорить с первых минут на втором языке. В целях сохранения этой сильной мотивации к изучению языка необходимо приблизить перспективу "говорения" и поддержать его первоначальное стремление немедленно вступить в процесс коммуникации. Именно рифмовка и песня могут облегчить процесс заучивания первоначального блока необходимых для общения фраз и сложной для запоминания лексики.

     Рифмовки и песни обладают рядом преимуществ.

     Во-первых, рифмовки, песни - это тот текстовый материал, который дети любят, который им интересен, следовательно, работа с ними положительно эмоционально окрашена для ребёнка, что в значительной степени содействует усвоению материала. Чтение рифмовок доставляет детям удовольствие. А то, что пережито эмоционально положительно, надолго остается в памяти маленького человека, оставляя след в его осознании.             Лексико-грамматические структуры легко запоминаются благодаря рифме стихотворения [2].

     Воздействие ритма на психофизиологию человека – подсознательное воздействие. Закономерное повторение ритмических импульсов, возбуждающих внимание, приводит к общей перестройке физиологического режима организма человека, чем обеспечивается длительная повышенная активность [3]. У детей обычно неустойчивое внимание. Поэтому обязательно в плане занятия необходимо предусматривать виды работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение. Разучивание рифмовок отвечает возрастным и психологическим особенностям детей.

     Во-вторых, аутентичный литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур.

     В-третьих, рифмовки и песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения. Они легко заучиваются, обладают такими признаками, как ритмичность, которая способствует выработке правильной дикции, и звуковая повторяемость, которая способствует выработке правильного произношения отдельных звуков, слов.

     Через чтение рифмовок у детей формируется умеренный темп речи. Размеренность и ритмичность рифмовок, наличие близких к детскому восприятию образов развивает способность удерживать в памяти слова, словосочетания, обеспечивает быстрое их запоминание, что в свою очередь способствует развитию такой психической функции, как память. Рифмовки являются средством развития детской речи и таких её компонентов, как дыхание, дикция, слух, умение регулировать силу голоса [2]. Чтение рифмовок способствует совершенствованию речевого дыхания, так как создает условия четкости соблюдения пауз. Благодаря соблюдению пауз появляется выразительность речи. Значение рифмовки в формировании выразительности и эмоциональности речи огромно. Через чтение рифмовок ребенок передаёт различные чувства и переживания, и поэтому должен правильно использовать интонационные средства. Использование различных рифмовок на занятиях дает импульс творческому воображению детей, обладает огромным эмоциональным воздействием.

     В-четвертых, при работе с рифмовками и песнями решается проблема многократного повторения высказываний по одной модели или восприятии одного и того же слова. Многократное воспроизведение песни или стихотворения не воспринимается как искусственное.

     Кроме того, некоторые рифмовки и песни воспитывают у ребят нравственные качества, культуру поведения, уважительные отношение друг к другу, к людям, их окружающим, настойчивость в преодолении трудностей [2].

     Рифмовки бывают фонетическими, тематическими и грамматическими:

1. Фонетические рифмовки предназначены для отработки правильного произношения определенных звуков.

2. Тематические рифмовки определяют своей целью расширение и закрепление словарного запаса, так как каждая из них включает некоторое количество лексических единиц.

3. Грамматические рифмовки являются очень хорошим подспорьем в процессе обучения, так как помогают пусть и в стихотворной форме запомнить различные грамматические особенности английского языка.

     Особенно эффективным считается многократное прослушивание и воспроизведение рифмовок с заданным ритмом или под ритмичную музыку с отбиванием ритма. Тактовые рифмовки (chants) помогают запомнить изучаемые речевые модели, облегчают в дальнейшем их употребление в речи и наряду с другими упражнениями способствуют выработке устойчивого и безошибочного навыка их использования в адекватных речевых ситуациях.

     Обратимся к песне. Песня – это первичный вид музыкально-словесного высказывания. Это — фольклорный жанр, который в широком своем значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — это малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песня напрямую связана с музыкой, которая является необходимым элементом обучения иностранному языку дошкольников. Л.Ловери подтвердил, что музыка является неотъемлемой частью детского мира: дети не только охотно занимаются учебной деятельностью, если обучение связано с музыкой, но и демонстрируют самые высокие показатели в мыслительном, вербальном и творческом развитии [цит. по 3].

     Ряд факторов отбора песенного материала выделяет  немецкий методист Brigitte Gras Ferrares, согласно которым предпочтение должно быть отдано песням:

- с как можно более простой структурой, малым звуковым диапазоном, малыми интервалами, слоговой тональной организацией;

- мелодия должна быть настолько простой, чтобы не отвлекать от языка;

- слова в песне должны быть употреблены лишь в прямом смысле;

- текст песни должен иметь по возможность правильную, ровную акцентную организацию;

- в песне должно содержаться наибольшее количество грамматических или лексических структур, необходимых для заучивания;

- песни с рефреном: повтор текста облегчает процесс заучивания наизусть, в пропевании рефрена могут участвовать сразу все дети. Чем больше факторов будет реализовано в песне, тем эффективнее она будет использована в процессе обучения [3].

     Таким образом, песня является эффективной формой соединения ритма речи и ритма музыки в процессе обучения ИЯ,  но учителю необходимо уметь хорошо анализировать текст песни и делать сознательный выбор песенного материала для соответствующего этапа обучения и систематического его включения в учебный процесс.

     Итак, мы рассмотрели преимущества использования песен и рифмовок при обучении иностранному языку. К сожалению, как показывает опыт, преподаватели часто пренебрегают песнями и рифмовками на занятиях английским языком. А в случае их применения обращаются лишь к традиционным произведениям, что не вызывает интереса детей. Или же для многих преподавателей вся работа сводится к "прослушиванию" и "заучиванию", поэтому ученики часто даже не понимают смысла заученного ими стихотворения. Проблема использования песен и рифмовок заслуживает должного внимания на всех ступенях обучения, начиная с начального, так как с их помощью повышается эффект обучения иностранному языку.                                 

 

                      Виктория Владимировна Саяпина, лицей-интернат, Балашов

 

Литература:

 

1.          Дьяченко, Н. П. Стихи, рифмовки и песни как средство повышения эффективности обучения на уроках английского языка / Н. П. Дьяченко // Пед. вестн. — 2004. — № 3. — С. 30—31.

2.          Карпиченкова Е.П. Роль стихотворений и песен в изучении английского языка / Е. П. Карпиченкова // Иностр. яз. в шк. — 1997. — № 5. — С. 45—46.

3.          Невежина, И. И. Обучение иностранному языку детей 5—8 лет на музыкально-ритмической основе: на материале английского языка : автореф. дис. … канд. пед. наук / И. И. Невежина. — М., 2000. — 25 с.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Viktoriya_Sayapina (16.10.2012)
Просмотров: 2038 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz