Обучение аудированию с учётом требований ФГОС
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Естественно методика преподавания иностранного языка подчиняется общим требованиям школьного образования, и должна стать частью новой системы обучения.
При обучении иностранному языку аудирование является одним из наиболее важных навыков, который помогает нашим ученикам развиваться. Совершенствуя умение воспринимать на слух иностранную речь, учащиеся тем самым улучшают свои знания грамматики, расширяют свой словарный запас, и, кроме того, они с гораздо большей долей вероятности смогут безошибочно говорить на иностранном языке.
Исходя из того, что одним из требований ФГОС является социализация, для аудирования лучше всего выбирать реальные тексты, тексты максимально приближенные к жизненым ситуациям.
Итак, рассмотрим примерный ход работы над текстом для аудирования с учётом требований ФГОС на конкретном примере диалога из учебника "Enjoy English” для 3 класса (упр. 1, с.27), авторы: Биболетова М.З., Трубанёва Н.Н., Денисенко О.А.:
Dino: Miss Chatter, what can we buy in the Green Shop?
Miss Chatter: We can buy carrots.
Dino: And apples?
Miss Chatter: Yes, and apples, too. Have you got any pens and pencils?
Dino: I don’t think so.
Miss Chatter: Let’s go to the School Shop, then.
Dino: I would like to buy a blue pen and a green pencil.
Miss Chatter: OK. Let’s buy them then.
Как в отечественной, так и в зарубежной методике традиционно принято разбивать работу с аудиотекстом на три этапа:
- PRE-listening. С помощью данного этапа мы подготавливаем ученика к прослушиванию через разнообразные задания, для того чтобы вызвать интерес, сфокусировать на теме и актуализировать лексику перед прослушиванием;
- WHILE-listening. Данный этап необходим для того, чтобы снять трудности во время аудирования, заострить внимание на каких-то важных моментах и научить слышать именно нужную информацию;
- POST-listening. Данный этап необходим, чтобы обсудить, сделать выводы после прослушивания, а также помочь ученикам связать те знания, которые они получили из текста, со своим собственным опытом.
1. PRE listening – один из наиболее важных этапов. Этот этап позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика по определенному направлению, вспомнить лексику по этой теме, вспомнить свой опыт, знания и т.п. В ходе этапа PRE-listening необходимо соблюдать следующую последовательность заданий:
установить ситуацию, тему, о которой пойдет речь – дать представление, о чем пойдет речь. Конкретно для нашего диалога это можно сделать следующим образом: «Сейчас вы услышите разговор между Дайно и мисс Чэттер, в котором они обсуждают, что они хотели бы купить, а также какие продукты в каких магазинах продаются»;
попросить учеников сформулировать собственные цели аудирования данной информации, в случае необходимости помочь ученикам в постановке верной цели;
познакомить с новыми словами - незнакомые слова не должны мешать восприятию речи. С учётом требований ФГОС, конечно, сделать это нужно, используя беспереводной способ семантизации слова, для того, чтобы ученик самостоятельно догадался о значении. В нашем диалоге новое слово - to buy. Я работала с этим словом следующим образом: я разместила на доске фото из журнала с изображением человека, покупающего яблоки в магазине. Эту картинку я озвучила: "I would like to buy apples”. После этого ученики самостоятельно догадались о значении нового слова;
активизировать лексику по теме – в начальной школе легче и интереснее всего сделать это с помощью игры:
"What is missing?”: размещаем на доске картинки с изображениями необходимых нам предметов, ученики закрывают глаза, убираем одну картинку, ученики открывают глаза и называют, какая картинка пропала;
"Yes/No game”: размещаем на доске картинки с изображениями необходимых нам предметов, показываем на одну из них и называем предмет (не всегда правильно), а ученики говорят yes, если мы назвали предмет правильно, или no, если неправильно, и соответственно называют правильный вариант;
"Point game”: размещаем картинки с изображениями необходимых нам предметов на разных стенах в классе, далее говорим: "Point to …” (называем предмет), а ученики поворачиваются в нужную сторону и указывают на предмет;
актуализировать знания по теме - Что вы знаете о ...? Где они…? Что это такое? Применительно к нашему диалогу, актуализировать знания можно следующим образом: ученики сначала выполняют на индивидуальных карточках matching task, соединяя названия магазинов и предметы, которые можно в них купить, а затем устно отвечают на вопросы: What can you buy in the School shop? What can you buy in the Green shop?;
вызвать интерес к теме – возможно, затронув тему будущего просушиваемого материала на личном опыте. Так, применительно к нашему диалогу, можно попосить учеников на индивидуальных карточках составить список предметов, которые они хотели бы купить, а затем устно задать вопросы: What would you like to buy in the Sweet (Green, School) shop?
прогнозировать содержание - попытка по заголовку, теме, иллюстрациям угадать, о чем может пойти речь, как могут развиваться события. В нашем случае можно попросить ребят предположить, какие именно товары захотят купить мисс Чэттер и Дайно. Сделать это можно письменно на индивидуальных карточках, где каждый ученик запишет свой предполагаемый вариант содержания текста.
2. Следующий этап WHILE-listening, который целесообразно будет разделить на две части:
Listening for gist, или аудирование для понимания общего содержания текста, без концентрации внимания на конкретных деталях. После первого прослушивания можно попросить учащихся обменяться карточками и произвести взаимооценку верности или неверности догадок, сделанных в процессе PRE-listening.
Listening for specific information, или аудирование для понимания определённых деталей текста. На данном этапе можно использовать такие задания, как: Multiple-choice questions, True /False questions, Form filling. Следует также учитывать, что, исходя из требований ФГОС, задания могут быть дифференцированными. Например, применительно к нашему тексту для заданий более лёгкого уровня мы будем использовать Multiple-choice questions, а для заданий более сложного уровня Form filling. Все задания выполняются на индивидуальных карточках. После данного этапа ученикам необходимо сделать выводы по тексту и произвести самооценку правильности выполнения заданий, а затем отметить свой результат на «лесенке достижений», нарисовав свою фигурку на определённой ступеньке, в зависимости от того, насколько близко, на его взгляд, приблизился ученик к панируемой цели.
3. И, наконец, заключительный этап POST-listening. Цель данного этапа суммировать информацию, выполнить это в виде устных высказываний, презентаций, инсценировки диалогов и т.д. Данный этап можно разделить на две части:
Реакция на текст. Когда мы воспринимаем на слух информацию в реальной жизни, то предполагается, что после прослушивания последует определённая реакция на полученное сообщение. Так и в аудировании на уроке. У учеников должна появиться определённая реакция на прослушанный текст. Проверить эту реакцию можно в форме обсуждения таких вопросов как: согласны ли ученики с данным текстом или нет, попросить их выразить свою точку зрения, попытаться связать с опытом из собственной жизни. Рассматривая конкретно наш пример, можно попросить учеников самостоятельно в парах разыграть подобный диалог.
Анализ языковых черт текста. После прослушивания текста очень полезно обсудить его языковые особенности, заострить внимание учеников на использованных грамматических конструкциях, временных формах глаголов, притяжательных местоимениях и т.д. Ученики уже достаточно отработали текст, а значит, самостоятельно смогут проанализировать грамматические кострукции и явления и сделать выводы. Применительно к нашему диалогу, работу можно построить следующим образом:
Учитель: Ребята, вспомите диалог и скажите, как Дайно спрашивал о том, что мы можем купить в магазине?
Ученики: What can we buy in the shop?
Учитель: Значит, какой глагол мы используем, чтобы сказать, что мы можем сделать что-либо?
Ученики: Сan. (и т.п.)
Таким образом, мы рассмотрели примерный план работы над текстом для аудирования с учётом требований ФГОС.
Name: ___________________________________________________________ Соедини названия магазинов и товары, которые можно в них купить:
1) bananas a) The Green Shop
2) eggs
3) coffee
4) pens b) The White Shop
5) carrots
6) apples
7) sweets c) The Sweet Shop
8) milk
9) cakes
10) butter d) The School Shop
11) books
12) pencils Составь список товаров, которые ты хотел бы купить в магазине:
__________________________________________________________________________________ Как ты думаешь, что захотят купить мисс Чэттер и Дайно?
__________________________________________________________________________________ Заполни бланк, ответив на вопросы:
What can we buy in the Green shop? ______________________________________________
Has Dino got any pens and pencils? _______________________________________________
What would Dino like to buy in the School Shop? ____________________________________
|