Формирование
УУД как требование ФГОС
Перемены, происходящие в современном
обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства,
определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и
личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением
становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных
стандартов.
В чём новизна подхода к обучению по
новым стандартам?
В основу Стандарта положен системно-деятельностный
подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств
личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной
экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе
толерантности, диалога культур и уважения многонационального,поликультурного и
поликонфессионального состава российского общества;
- ориентацию
на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие
личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
- признание решающей роли содержания
образования, способов организации
образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении
целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся( переход
от классно- урочной системы к практическим, лабораторным, исследовательским и
проектным формам работы);
- учет индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения
видов деятельности и форм общения для определения целей образования и
воспитания и путей их достижения;
- обеспечение
преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего
образования;
- разнообразие организационных форм и
учет индивидуальных особенностей
каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение формвзаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного
усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
На сегодняшний день вместо простой
передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью
школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно
ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся
сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Важнейшей задачей современной системы
образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных
действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно
осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать
учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и
ее самореализации.
Универсальные
учебные действия – это
обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как
в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности,
включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и
операциональных характеристик.
В широком смысле слова
«универсальные учебные действия» означают саморазвитие
и самосовершенствование путём
сознательного и активного присвоения
нового социального опыта.
Одной из особенностей УУД является их универсальность,
которая проявляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития и саморазвития личности;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося
независимо от ее специально-предметного содержания;
- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования
психологических способностей учащегося.
Функции
универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей
учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные
цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для
гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к
непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена
поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения
знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной
области.
Универсальные
учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные
УУД
Умения
самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать
за этот выбор
|
Регулятивные
универсальные учебные действия
Умения
ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
|
Познавательные
УУД
Умения
результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
|
Коммуникативные
УУД
Умения
ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
|
Личностные УУД обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить
нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и
межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить
три вида действий:
- самоопределение -
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование -
установление учащимися связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает
деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом
о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на
него;
- нравственно-этическая
ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого
содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и
личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся
своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание - как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование -
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование –
предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение
необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка –
выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору
в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные,
логические действия, а также действия постановки и решения
проблем.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск
и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,
в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование
знаний;
- осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
- рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
- смысловое
чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу
общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование;
- преобразование
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные
действия:
- анализ;
- синтез;
- сравнение,
классификация объектов по выделенным признакам;
- подведение
под понятие, выведение следствий;
- установление
причинно-следственных связей;
- построение
логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение
гипотез и их обоснование.
Постановка и решение
проблемы:
- формулирование
проблемы;
- самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других
людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу
сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций
участников, способов взаимодействия;
- постановка
вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение
конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка
альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его
реализация;
- управление
поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.
Развитие системы УУД в
составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий,
определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется
в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер
ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной
деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего
развития указанных УУД – уровень их сформированности,
соответствующей нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме»
развития, и свойства.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся
выступают:
- соответствие
возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие
свойств УУД заранее заданным требованиям.
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в
образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими
положениями:
- Формирование
УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.
- Формирование УУД происходит в
контексте усвоения разных предметных дисциплин.
- УУД, их свойства и качества
определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний
и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в
том числе социальной и личностной.
|